Зачем скульптурам делают уколы?

Одним из наиболее заметных реставрационных проектов с участием нашего музея стала реставрация храмовой скульптуры «Святой преподобный Нил Столобенский», последняя четверть XVIII века, Верхневолжье. Скульптура хранится в музее «Наследие преподобного Нила» в монастыре Нило-Столобенская пустынь. Реставрационные работы длились шесть месяцев (ноябрь 2011г – май 2012 г.) Деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского, почитающаяся чудотворной, находилась в плачевном состоянии.

Реставрация скульптуры преподобного Нила Столобенского (XVIII век)

Фото: Наталья Мерзлютина, иеромонах Митрофан (Заридзе), Владимир Симонов.  

Одним из наиболее заметных реставрационных проектов с участием нашего музея стала реставрация храмовой скульптуры «Святой преподобный Нил Столобенский», последняя четверть XVIII века, Верхневолжье. Скульптура хранится в музее «Наследие преподобного Нила» в монастыре Нило-Столобенская пустынь. Реставрационные работы длились шесть месяцев (ноябрь 2011г – май 2012 г.) Деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского, почитающаяся чудотворной, находилась в плачевном состоянии.

Скульптура преподобного, как и сама Нилова обитель, пострадала от бурной истории нашей страны в XX веке. Нило-Столобенская пустынь  была закрыта в 1927 году. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской Православной церкви на территории монастыря сменяли друг друга:

  • 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колония
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбаза.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви.

 

В 1919 году фигура преподобного Нила Столобенского вместе с другими ценностями была изъята из Ниловой пустыни. Ее поместили в Знаменский собор города Осташкова.   Казалось бы, ничего страшного, но этот собор Советская власть в то время приспособила под… зернохранилище. По свидетельствам очевидцев, реликвия стояла в сырости и холоде, рядом с горами зерна. Нередко на нее капала дождевая вода. После 1945 года Знаменский собор в Осташкове передали обратно Церкви. Скульптура преподобного Нила Столобенского находилась в нем. И только в 2011 году ее перевезли в музей Нило-Столобенской обители «Наследие преподобного Нила».

К 2012 году древесина скульптуры была изъедена насекомыми до состояния трухи. Скульптура буквально распадалась на куски, по дереву пошли трещины. Принципиальным было решение Реставрационного совета проводить реставрацию в соответствии нормами музейной (научной) реставрации, максимально сохраняя аутентичность памятника.

При участии специалистов Музея, реставраторы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря применили  индивидуальный метод восстановления и укрепления древесины с помощью препарата Акрисил-95 А, Б, разработанного химико-технологическим отделом ГосНИИРа.  Укрепляющее средство реставратор вводил минимальными дозами с помощью шприца.   В состав специалисты добавляли труху, которую извлекли из скульптуры. Это позволило сохранить аутентичность памятника. Результат — восстановление и консервация православной святыни, являющейся уникальным памятником русской деревянной скульптуры. Реставрация проводилась при финансовой поддержке Благотвори­тельного Фонда преподобно­го Нила Столобенск­ого.

Для получение более полной картины разрушения для скульптуры было проведено 3-D сканирование.

Скульптура, почитающаяся чудотворной, представляет преподобного Нила в момент его праведной кончины (успения), как об этом говорится в житии святого. Образ великого аскета передан с предельной выразительностью: заостренные черты просветленного лика со спокойно закрытыми глазами, поддерживаемое крюками облаченное в схиму тело с бессильно опущенными руками, контрастирует с динамично развевающимися складками одежд. Несмотря на то, что традиция деревянных резных изображений преподобного чудотворца Нила Столобенского зародилась в Нило-Столобенской пустыни в XVII веке и развивалась в Новое время, больших храмовых скульптур, подобных данной, сохранились единицы. Редкость и выдающиеся художественные достоинства образа делают его уникальным, не имеющим аналогий, памятником русской деревянной скульптуры, являющегося частью национального культурного достояния.

Оставьте комментарий