Собор в честь Вознесения Господня в Новочеркасске.

Этот собор вмещает в себя до 5000 человек. Он был воздвигнут для воинов Донского войска. Описание одного из выдающихся памятников русского зодчества и изобразительного искусства, связанных с развитием на рубеже XIX-XX столетий так называемого нео-византийского стиля.

Собор во имя Вознесения Господня. Г. Новочеркасск. Интерьер. восточная арка.

СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В Г. НОВОЧЕРКАССК

(Концепция росписи соборного храма войска Донского)

 Прутяну Дарья Игоревна (Москва)

0001

Вознесенский собор в Новочеркасске является одним из памятников русского зодчества и изобразительного искусства, связанных с развитием на рубеже XIX-XX столетий так называемого нео-византийского стиля.

Собор поражает величием архитектуры, а также грандиозными размерами: на службе одновременно могут молиться до 5 тысяч человек. По величине Вознесенский собор в Новочеркасске уступает только Храму Христа Спасителя в Москве, вмещающему до 10 тысяч человек, и Исаакиевскому собору в Петербурге (до 7 тысяч).

Символическая закладка Вознесенского собора произошла еще в 1805 году, при закладке самого города Новочеркасска. С этого момента дважды предпринимались попытки воздвигнуть собор: в 1811-1846 годах (по проекту Алоизия Руско) и в 1850-1863 годах (по проекту Константина Тона). Однако оба раза строительство завершилось обрушением здания. Последний этап строительства начался в 1893 году, и 6 мая 1905 года состоялось освящение Вознесенского собора

Собор имеет два подвала, нижний подвал служит для хранения свечей, лампадного масла и т.д. Верхний приспособили для несгораемого войскового архива. В центральной его части находится усыпальница Великих людей Дона, состоящая из 24 мраморных саркофагов.

Внутренняя отделка собора отличается утонченной роскошью и монументальным величием. Поставщиком белого мрамора из Италии для полов и иконостаса была ростовская фирма итальянца Сильвестра Тонитто, а розовый мрамор для колонн привозили из Франции.

1

Собор во имя Вознесения Господня.  Новочеркасск. Интерьер. Вид на восток.

Эскизы икон и проект росписи подготовили члены Общества русских художников Стаборовский и Гружевский. Работу по устройству собора и живописи отдали по конкурсу профессору А.В. Пряхову.

Выдающимся художественным качеством отмечена роспись Вознесенского собора, созданная под несомненным влиянием стенописей Храма Христа Спасителя, а также живописи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Роспись выполняла большая группа живописцев из Санкт-Петербурга, Москвы и Новочеркасска. Среди них следует выделить: Григория Григорьевича Мясоедова, Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г.В. Белащенко, А.П. Хотулева, В.А. Иващенко, А.С. Петухова, В.А. Плотникова, Т.К. Петрусевича, Т.П. Шинкаренко, М.Е. Ватутина, Ф.С. Казачинского, С.Е. Девяткина.

В соборе наблюдается тенденция минимизации сюжетов центрального пространства, тем самым огромное количество площадей покрываются роскошными вызолоченными орнаментами, от чего храм приобретает удивительно нарядное звучание. Сюжетные композиции располагаются следующим образом: на сводах — праздничный цикл; отдельные сцены помещены в алтаре; «Страшный суд» — на западной стене. Кроме орнаментов в росписи собора преобладают фигуры святых – в медальонах арок, на столпах и стенах, в простенках окон. Над главными арками художником А.П. Хотулевым написаны одиннадцать изображений чудотворных икон Божией Матери, особенно чтимых в Донской области.

В притворе помещены сцены христологического цикла. Угловыми композициями являются сюжеты кисти И.Ф. Попова: «Притча о Блудном Сыне», «Исцеление дочери Хананеянки», «Отрок Иисус во храме», «Благословение детей». Задача этих композиций – запечатлеть в памяти христианина примеры милосердия. Над входом, на западной стене притвора, изображено художником В.А. Плотниковым евангельское повествование «Подаяние на храм Христом сатира». Притвор отделяется от самого собора преддверием с двумя дубовыми с зеркальными стеклами-перегородками. На северной стене преддверия написана художником А.В. Троицким композиция «Чудесное видение Креста на небе Императором Константином». На противоположной стене – «Искание князем Владимиром истинной веры».

В алтаре следует отметить композицию, не характерную для росписи центральной конхи — «Троица Новозаветная», в золотой полусфере кисти художника М.Е. Ватутина по эскизу И.Ф. Попова. Ниже «Святой Троицы», под окнами в алтаре, помещается одно из самых интересных изображений во всем храме – «Тайная вечеря» — это огромная 13-ти метровая композиция, принадлежащая кисти художника В.Н. Попова.

Собор во имя Вознесения Господня. Г. Новочеркасск. Композиция «Страшный суд» на западной стене.

Собор во имя Вознесения Господня. Г. Новочеркасск. Композиция «Страшный суд» на западной стене.

Самая крупная композиция в Новочеркасском соборе –«Страшный суд», помещенная традиционно на западной стене и занимающая площадь около 75 кв. м.

На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, размещены исторические сюжеты, отразившие основные вехи становления и развития Донского казачества, выполненные в передвижническом стиле Ф.С. Казачинским, Д.Н. Кардовским, И.Ф. Поповым и др. Включение композиций, связанных с историей казачества, отвечает назначению собора – войскового храма Донских казаков и усыпальницы великих людей Дона.

В 1934 году собор был закрыт, его убранство и листы позолоченной меди с крыши были изъяты. Однако в 1942 году, в период немецкой оккупации, храм открыли. Службы в нем не прекратились и после освобождения Новочеркасска. Все это время храм практически не реставрировался.

В 1991 году здание собора передано Русской Православной Церкви. К настоящему моменту проведена реставрация фасадов, восстановлено покрытие и позолота куполов, установлены кресты со вставками из горного хрусталя.

Однако, внутреннее убранство, в первую очередь, росписи нуждаются в срочной реставрации.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: