Зачем скульптурам делают уколы?

Одним из наиболее заметных реставрационных проектов с участием нашего музея стала реставрация храмовой скульптуры «Святой преподобный Нил Столобенский», последняя четверть XVIII века, Верхневолжье. Скульптура хранится в музее «Наследие преподобного Нила» в монастыре Нило-Столобенская пустынь. Реставрационные работы длились шесть месяцев (ноябрь 2011г – май 2012 г.) Деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского, почитающаяся чудотворной, находилась в плачевном состоянии.

Реставрация скульптуры преподобного Нила Столобенского (XVIII век)

Фото: Наталья Мерзлютина, иеромонах Митрофан (Заридзе), Владимир Симонов.  

Одним из наиболее заметных реставрационных проектов с участием нашего музея стала реставрация храмовой скульптуры «Святой преподобный Нил Столобенский», последняя четверть XVIII века, Верхневолжье. Скульптура хранится в музее «Наследие преподобного Нила» в монастыре Нило-Столобенская пустынь. Реставрационные работы длились шесть месяцев (ноябрь 2011г – май 2012 г.) Деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского, почитающаяся чудотворной, находилась в плачевном состоянии.

Скульптура преподобного, как и сама Нилова обитель, пострадала от бурной истории нашей страны в XX веке. Нило-Столобенская пустынь  была закрыта в 1927 году. За 63 года, до передачи Тверской епархии Русской Православной церкви на территории монастыря сменяли друг друга:

  • 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
  • 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
  • 1941—1945 — госпиталь;
  • 1945—1960 — снова колония
  • 1960—1971 — дом престарелых;
  • 1971—1990 — турбаза.

В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви.

 

В 1919 году фигура преподобного Нила Столобенского вместе с другими ценностями была изъята из Ниловой пустыни. Ее поместили в Знаменский собор города Осташкова.   Казалось бы, ничего страшного, но этот собор Советская власть в то время приспособила под… зернохранилище. По свидетельствам очевидцев, реликвия стояла в сырости и холоде, рядом с горами зерна. Нередко на нее капала дождевая вода. После 1945 года Знаменский собор в Осташкове передали обратно Церкви. Скульптура преподобного Нила Столобенского находилась в нем. И только в 2011 году ее перевезли в музей Нило-Столобенской обители «Наследие преподобного Нила».

К 2012 году древесина скульптуры была изъедена насекомыми до состояния трухи. Скульптура буквально распадалась на куски, по дереву пошли трещины. Принципиальным было решение Реставрационного совета проводить реставрацию в соответствии нормами музейной (научной) реставрации, максимально сохраняя аутентичность памятника.

При участии специалистов Музея, реставраторы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря применили  индивидуальный метод восстановления и укрепления древесины с помощью препарата Акрисил-95 А, Б, разработанного химико-технологическим отделом ГосНИИРа.  Укрепляющее средство реставратор вводил минимальными дозами с помощью шприца.   В состав специалисты добавляли труху, которую извлекли из скульптуры. Это позволило сохранить аутентичность памятника. Результат — восстановление и консервация православной святыни, являющейся уникальным памятником русской деревянной скульптуры. Реставрация проводилась при финансовой поддержке Благотвори­тельного Фонда преподобно­го Нила Столобенск­ого.

Для получение более полной картины разрушения для скульптуры было проведено 3-D сканирование.

Скульптура, почитающаяся чудотворной, представляет преподобного Нила в момент его праведной кончины (успения), как об этом говорится в житии святого. Образ великого аскета передан с предельной выразительностью: заостренные черты просветленного лика со спокойно закрытыми глазами, поддерживаемое крюками облаченное в схиму тело с бессильно опущенными руками, контрастирует с динамично развевающимися складками одежд. Несмотря на то, что традиция деревянных резных изображений преподобного чудотворца Нила Столобенского зародилась в Нило-Столобенской пустыни в XVII веке и развивалась в Новое время, больших храмовых скульптур, подобных данной, сохранились единицы. Редкость и выдающиеся художественные достоинства образа делают его уникальным, не имеющим аналогий, памятником русской деревянной скульптуры, являющегося частью национального культурного достояния.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: