Краткая история христианского искусства на примере экспонатов Музея. Часть I

Почему непосвященным людям так трудно разобраться в том, что изображено на древних иконах? Как появилась первая икона? Отчего фигуры на святых образах не отбрасывают тени? Что думали древние иконописцы про природу человеческого глаза? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в первой части документального фильма о Музее «Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского».

Почему непосвященным людям так трудно разобраться в том, что изображено на древних иконах? Как появилась первая икона? Отчего фигуры  на святых образах не отбрасывают тени? Что думали древние иконописцы про природу человеческого глаза?  Ответы на эти и многие другие вопросы  можно найти в первой части документального фильма о Музее «Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского».

Улица-музей. Так зачастую называют Спиридоновку москвичи. За ее многовековую историю Спиридоновка неоднократно меняла свой облик. Издавна эта местность именовалась, как Козихинские, или Козьи болота. Вероятно, из-за обилия диких коз, которые обитали когда-то вокруг заболоченных пустошей близ Москвы.

Свое современное название улице дал слободской храм Спиридония Тримифунтского. На рубеже 18-19-го веков Спиридоновка стала улицей дворянских особняков и усадеб. С этой улицей связаны имена таких деятелей культуры и искусства, как Баратынский, Чехов, Блок, Шехтель, Горький, Шаляпин, и многих других. В бывшем доходном доме купца Эрлангера, у Никитских ворот, рядом с известным особняком мецената и коллекционера Рябушинского расположился «Дом Иконы». Музей создан на основе коллекции икон и картин предпринимателя Игоря Возякова. На ее формирование ушло более 10 лет.

Голландия, Англия, Греция, Италия, Испания. Мало кто знает, что долгие годы советского безбожия именно там хранились русские реликвии. Среди них и единственные уцелевшие хоругви Царя Николая Второго : «Богоматерь Казанская» и «Благоверный князь Александр Невский». Некогда они украшали любимую церковь Николая Второго, Феодоровский собор, которую он сам построил в Царском Селе. В свое время, предсказав судьбу всех преемников Павла Первого, инок Авель предсказал судьбу и Николаю Второму:

«на венец терновый

сменит он корону царскую

предан будет народом своим

как некогда Сын Божий…» 

«… война будет. Кровь и слезы напоят сырую землю.  Мужик с топором возьмет в безумии власть. Наступит воистину казнь Египетская…»

«Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей.»

Спустя 80 лет эти хоругви были найдены в частной коллекции и возвращены в Россию.

Значение слова «икона» происходит от греческого «эйкон»  и означает « изображение, образ, подражание».

По легенде, первую икону еще при жизни создал Сын Божий. Эдейскийм царь Авгарь отправил в Иудею слугу – написать портрет с Иисуса. Посланец нашел Спасителя, но с изображением ничего не получалось, словно некий свет мешал ему разглядеть черты Сына Божьего. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус попросил у людей чистое белое полотенце и приложил его к своему лицу. И на ткани отразился Его лик. Так возник нерукотворный образ Христа или Спас Нерукотворный.

По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Издавна художники многих стран считали его своим святым покровителем. Еще при жизни Девы Марии Лука запечатлел ее образ. Увидев свое изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с ним благодать Сына моего и моя». С творения Луки бережно писали копии, веря, что чудесная сила первого изображения Богоматери перейдет и на повторения. Очень скоро эти иконы прославились, как чудотворные.

Одна из них, Августовская икона.

В первой половине сентября Первая русская армия потерпела поражение в Восточной Пруссии и была вынуждена с большими потерями в спешке отойти к границе. Во время боев под городом Мариамполь и произошло чудо. Первое его свидетельство было опубликовано в газете «Биржевые ведомости»: «Было 11 часов вечера, когда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше Высокоблагородие, идите! Поручик пошел и вдруг видит: на небе Божия матерь с Иисусом Христом на руках, которая одной рукой указывает на Запад. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…»

Так или иначе, но многие поверили в чудо. Преследовать Первую русскую армию немцы прекратили именно в день явления Богородицы.

На Руси иконопись появилась после того, как князь Владимир принял от Византии новую религию – христианство. Русь получила икону, как одно из оснований новой религии. Группа древнерусских произведений «Дом Иконы» рассказывает об иконописи крупнейших худо. центров. Таких, как Москва, Новгород, Псков, Ростов, или Вологда. К искусству Москвы принадлежит большая икона Одигитрия, первой половины 16-го века, с образами архангелов в медальонах. Икона «Воскресение Христово – Сошествие во ад» происходит из неизвестного монастыря в окрестностях Пскова. В новгородских землях выполнен образ Богоматери Грузинской конца 15-го столетия. Образ святителя Николая Чудотворца, 16-го века, предположительно, относится к иконописи Вологды. Святитель Иоанн Златоуст с Троицей новозаветной и пятнадцатью клеймами жития специалисты причисляют к творениям ярославских или костромских мастеров 17-го века.

Иконы писали на досках, преимущественно липовых. Реже – из сосны, ели или дуба. Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера. Потом делали с одной стороны углубление – ковчег, на котором потом писали икону.

Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и неземных существ и предметов. Мы смотрим на картины глазами европейцев. И изображенное на них нам представляется очень похожим на то, что мы видим в окружающем мире. Отношение к пространству у создателей икон в Древней Руси было совершенно иным. Предметы в нем и их взаимное расположение даются в так называемой обратной перспективе. Иконописцы были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Икона – это окно в священный, сакральный мир. Икона изображает свет и не изображает тьму. Тела не отбрасывают тени, в ней ночи, а вечно длится день. Божественный Свет освещает все.

Искусство оклада зародилось в Византии более тысячи лет назад. Известно, что вопрос о допустимости украшений икон поднимался уже на 7 Вселенском Соборе в греческом городе Никее. В дальнейшем искусство оклада распространилось по многим странам и продолжило свое развитие как в православной, так и в католической культурах.

«Серебряная кладовая» Музея включает группу окладов 18-го – начала 20-го века практически всех , существующих в этот период, техник и стилей. Особая гордость коллекции – несколько десятков икон эпохи «Модерн» начала 20-го века. Подлинные шедевры русского ювелирного дела, работы лучших серебренников, изготовленных на знаменитых предприятиях Овчинникова, Курлюкова, Смирнова.

Самые ранние произведения коллекции «Дом Иконы» — фаюмские портреты. Создавали их в городке Фаюм в среднем Египте греки, оказавшиеся в стране фараонов после завоевания страны Александром Македонским, а позже – римляне, пришедшие после победы Октавиана Августа.

Греческая культура была глубоко чужда египтянам.   Они старались как можно меньше контактировать с чужаками, а вот греки не стеснялись заимствовать традиции коренного населения. В первую очередь они переняли традиции погребения, но в отличие от египтян греки решили обойтись плоскими портретами. Они прикладывались к мумии в том месте, где должно быть лицо, и также обматывались саваном. С 4-го века в Египте устанавливается христианство, и традиция бальзамирования уходит в прошлое. С ней исчезает и фаюмский портрет.

Среди немногих, выставленных в музее произведений ранней христианской живописи работы мастеров Италии, Испании, Фландрии. Наиболее интересные – «Святое Семейство с младенцем Иоанном Крестителем» итальянского художника Себастьяно дель Пьомбо, современника и последователя великих Рафаэля и Микеланджело, «Мадонна с Младенцем», творческая копия художников Зиггерса и Яна Брейгеля Младшего с картины Рубенса.

© ОАО «ГТК «ТВ Столица»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: