Русская служба Би-Би-Си

04 сентября 2009 года. Аэропорт Внуково. Игорь Возяков показывает прессе Царские реликвии.

Георгий Степанов, Би-Би-Си, Москва.

В  Москву были доставлены хоругвь с иконой Казанской Божьей Матери и хоругвь с иконой князя Александра Невского.

Без мифов здесь не обошлось. Например, в интернете появилось сообщение о 20 миллионах долларов, за которые эти два полотна были якобы выкуплены.

«Неправда, — говорит российский бизнесмен, коллекционер, глава Дома Иконы на Спиридоновке Игорь Возяков. – Аукциона не было, нет пока и никакого выкупа – переговоры продолжаются».

В декабре 2007-го на организованной Возяковым экспозиции икон в голландском городке Амерсфурт бизнесмен вступил в переговоры с хозяином святынь, местным коллекционером.

Пока их итогом стало согласие на временный вывоз в Россию хоругвей, которые будут экспонироваться в Доме Иконы с 18 сентября.

До этого их выставят в Храме-на-Крови в Екатеринбурге: 13 сентября молящиеся и паломники получат доступ к святыням.

В чем их уникальность?

Хоругви осматривала целая группа экспертов, искусствоведов, реставраторов. Все они подтвердили подлинность реликвий.

Михаил Мещанинов, эксперт по истории Царского села

 Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи.

Существует также запечатлевший их снимок знаменитого фотографа-иллюстратора Карла Буллы, работавшего на рубеже XIX-XX веков. Негатив хранится в санкт-петербургском Центральном государственном архиве кино-фотодокументов.

«Изображение Александра Невского на коне очень необычно, — рассказывает эксперт Росохранкультуры Ольга Никольская. – Искусство иконы ведь в массе своей традиционное, каноническое. А тут князь представлен сидящим на коне, во главе войска, в одежде и с вооружением, археологически точно воспроизводящими облик древних русских витязей».

На вопрос о подлинности икон Никольская отвечает так: «Их стилистика не оставляет никакого сомнения в этом. Они относятся к началу XX века. Именно в этом – неорусском – стиле работали все известные нам на сегодняшний день художники. Это национальный вариант стиля модерн».

Знаковое событие

 «Из икон, находившихся в Феодоровском государевом соборе, обнаружены только эти две», — отмечает эксперт по истории Царского села Михаил Мещанинов.

«Вообще история поступления икон из Госфонда, куда они в конечном итоге все стекались, а потом распределялись по музеям, в высшей степени загадочна и печальна», — говорит Мещанинов.

«В государственном Русском музее имеются документы, согласно которым в 1940-1941-м годах в огромных количествах сжигались иконы, в частности, работы Федора Бруни из Екатерининского собора, — объяснил эксперт. — Иконы и полотна на религиозные темы шли в топку в кочегарке Русского музея, считающемся хранилищем древнерусской живописи».

По мнению главы Дома Иконы на Спиридоновке Игоря Возякова, «русскую икону в ее множественности и художественном качестве сохранили для нас все волны эмиграции «.

Обнаружение личных реликвий семьи Николая II эксперты называют знаковым событием.

Михаил Мещанинов отмечает, что иконы индивидуального письма подобного калибра — большая редкость, поскольку выполнялись они не учениками церковно-рисовальной школы, а самыми видными изографами, иконописцами — теми, кому поручали росписи соборов.

Пятница, 4 сентября 2009 г., 19:09 GMT 23:09 MCK

[ссылка] (http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/09/090904_icons_romanov.shtml)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: