Телеканал «Культура»

Два года подготовки.  40 участников. 1000 полностью перестроенных квадратных метров экспозиционного пространства. Выставки «Романовы. Падение Династии» и «Русский Модерн»  в музее «Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского»  стали одними из самых ярких в культурной жизни Москвы в 2013 году.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/71245

«Милая, дорогая», так, говорят специалисты, Распутин обращался к Александре Фёдоровне, когда что-то просил. Их слова подтверждают письма. Почерк и о чём идёт речь разобрать довольно сложно, но слово «помогите» можно прочитать. Здесь же – прижизненные портреты императора и императрицы кисти придворного художника Александра Маковского. Одна из фрейлин вырезала их из рам, вывезла из России и хранила в своём доме до самой смерти. После они оказались в частной коллекции. А вот трон и тросточка цесаревича, и та самая наволочка Марии Николаевны. По легенде, в ней из Зимнего дворца одна из придворных дам вынесла драгоценности. Икона Серафима Саровского, выполненная драгоценными камнями, бисером толщиной в несколько десятых миллиметра с помощью иглы не толще человеческого волоса – работа современных художников, но все же, имеющая отношение к Романовым, а точнее к Николаю Второму. Легенда гласит, что Серафим Саровский написал послание последнему императору, и опять же по преданию, больше чем через столетие оно было передано адресату.

«Император с огромным почтением прочитал это послание, и с очень расстроенным видом он и последняя императрица Александра вышли из монастыря в Сарове, – рассказывает художник Наталья Горковенко. – С огромным уважением, с огромным теплом в душе мы исполняли именно этот образ».

Живопись и иконопись конца XIX – начала XX века, организаторы не могли не представить на выставке. Эпоха Николая Второго, считается и эпохой русского модерна. А у его истоков стояли Васнецов, Нестеров, Врубель, Котарбинский.

«Впервые демонстрируется публике цикл «Сотворение мира» кисти Котарбинского, которые были выполнены в картоне и случайно попали к одному частному коллекционеру, живущему в Москве», – говорит главный хранитель музея «Дом Иконы» Ольга Никольская.

Орнаменты для цикла, говорят организаторы, разрабатывал Михаил Врубель. В экспозиции представлен один из набросков, сделанный Михаилом Врубелем при создании образа Богоматери. Перед законченной иконой, как гласит история, в начале ХХ века киевляне отказывались молиться. Дело в том, что в образе они узнали реальную женщину – Эмилию Прахову. Врубель был одержим этой женщиной и писал её всюду. Даже на этом наброске изобразил её дважды.

«Два, казалось бы, несовместимых изображения можно увидеть и на этом складне, у которого вставлена двусторонняя иконочка с Богоматерью Владимирской, а на обороте медуза Горгона, которая отгоняла злые силы от дома. Это было распространено в старообрядческой среде», – поясняет Ольга Никольская.

Более 300 экспонатов из различных музеев и частных коллекций воссоздают эпоху, в которой жила семья последнего императора, их современники, позволяя ещё более предметно прикоснуться к этой странице истории.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: