Степан Павлович Рябушинский

Почему специалисты музея два года разыскивали прямых потомков Степана Рябушинского? Какое стечение обстоятельств изменило название музея?  Где находилась одна из первых в России реставрационных мастерских? Ответы на эти вопросы  можно найти в статье о Степан Рябушинском.

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской (архитектор Ф.О. Шехтель), где Рябушинский планировал разместить Музей иконы. Фотография 1902 года

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской (архитектор Ф.О. Шехтель), где Рябушинский планировал разместить Музей иконы. Фотография 1902 года

Степан Павлович Рябушинский (1874, Москва — 1942, Милан)  — один из восьми братьев знаменитой купеческой династии Рябушинских.

Он руководил торговой частью семейного хлопчатобумажного производства, ведал складами и магазинами фирмы, разбросанными по всей России. Вместе с братом Сергеем Степан Павлович основал первый российский автомобильный завод АМО (Акционерное машиностроительное общество), сейчас известный, как ЗИЛ. Первый автомобиль был выпущен как раз в разгар Октябрьских событий 1917 года.

Но главной страстью Степана Павловича было изучение русского культурного наследия, передававшегося из века в век в древних иконах. Степан Павлович Рябушинский собирал и исследовал древние русские иконы, ведал архивохранилищем и библиотекой Рогожской старообрядческой общины, располагавшей десятками старопечатных книг и манускриптов, собранных старообрядцами-поповцами по всей России.

 Степан Павлович стал одним из первых, кто применил научную реставрацию икон. В своём особняке на Малой

приглашение на серебряную свадьбу. Супруги Рябушинские отмечали юбилей уже в эмиграции.

Приглашение на серебряную свадьбу. Супруги Рябушинские отмечали юбилей уже в эмиграции.

Анна Александровна и Степан Павлович Рябушинские. фотография 1922 года. Милан.

Анна Александровна и Степан Павлович Рябушинские. фотография 1922 года. Милан.

Никитской он устроил реставрационную мастерскую, где впервые в России производилась полная последовательная расчистка икон от копоти, разложившейся олифы, пыли, ремесленного письма и т.д.

Поиск икон проводился с помощью разъезжавших по отдалённым углам России скупщиков, начиная с 1890-х годов. Часто иконы поступали к коллекционеру в плохом состоянии, с утратами красочного слоя. Возглавлял работу по расчистке икон старейший мастер — реставратор Алексей Васильевич Тюлин. В области атрибуции икон Степан Павлович не знал себе равных, к нему обращались за экспертизой многие известные собиратели икон такие, как Ханенко Б.И., Остроухов И.С.

Журнал «Русская икона», который начал выходить в Петербурге незадолго до войны с Германией в 1914 году, сообщил о том, что С.П. Рябушинский в своем особняке на Малой Никитской собирается открыть выставку икон. Вероятно, комнаты на втором этаже, стены которых до революции были обтянуты темной замшей, предназначались для этой цели. Сейчас в них размещена экспозиция музея А.М. Горького.

В том же номере журнала, анонсировалось создание в Москве Музея русской иконы — мечты всей жизни Степана Рябушинского. В музее планировалось размещение коллекций И.С. Остроухова, А.В. Морозова, С.П. Рябушинского, В.М. Васнецова, Г.К. Рахманова, В.И. Ханенко и других собирателей.

Начавшаяся Первая Мировая война отодвинула осуществление замысла, а события 1917 года заставили коллекционера покинуть родину. В дни Февральской революции он находился в США по делам, связанным с заказом оборудования для товарищества Московского Автомобильного завода. Вернувшись летом 1917 года, Степан Павлович после октябрьских событий вместе с семьей был вынужден спешно покинуть Москву, оставив на произвол судьбы дело жизни — коллекцию икон.

После национализации, проведенной советской властью, коллекция Рябушинского была разделена: 53 иконы были отданы Государственной Третьяковской галерее, 128 — отправлены в Государственный музейный фонд в дом Дервизов у Красных ворот. Часть из них получил Исторический музей, остальные после 1928 года попали в антиквариат на продажу, в Пермский и Кубанский музеи.

Степан Павлович Рябушинский поселился в Милане вместе с женой Анной и двумя детьми, Еленой и Борисом, в 1919 году. На центральной площади, напротив Миланского Собора, Рябушинский открыл магазин тканей, в котором работал до последнего дня. Степан Павлович умер в 1942 году, ему было 67 лет.

18 сентября 2009 года в особняке на улице Спиридоновка, в пятидесяти метрах от бывшего дома Степана Павловича Рябушинского меценат и коллекционер Игорь Возяков открыл музей «Дом Иконы». Когда сотрудники музея узнали о невероятном стечении обстоятельств, о судьбе Степана Рябушинского и о том, что задуманный им музей иконы все же открылся, только век спустя, Игорь Возяков принял решение назвать музей в честь великого и незаслуженно забытого в России мецената.

В России хорошо знают так называемую, «парижскую ветвь» потомков Рябушинских, но о прямых потомках Степана Павловича никто не слышал.

После нескольких месяцев поисков и исследований архивных документов сотрудники музея разыскали прямого потомка Степана Павловича Рябушинского, чтобы получить от него разрешение на переименование музея.   Выяснилось: правнук Степана Павловича Рябушинского, внук его дочери, Елены, Стефано Рыжов живет в окрестностях Милана.

По образованию историк, Стефано Рыжов долго время был мэром небольшого городка Муджо, расположенного рядом с Миланом. Правнук великого мецената дал согласие на переименование музея. Он принимает посильное участие в жизни музея. К сожалению, потомок легендарного коллекционера не говорит по-русски.

 

%d такие блоггеры, как: